Особенности подготовки педагогов к руководству исследовательскими работами школьников в области экологии
Громова Л.А.,канд.пед.наук, учитель биологии МОУ СОШ «Веста»,
г. Черноголовка, Московской обл.
В связи с ускорением изменений в обществе и усилением информационного потока в последние десятилетия повышается значение самостоятельной деятельности учащихся в процессе познания, их активности в разрешении сложных жизненных ситуаций. Главной целью общего образования становится формирование общих компетентностей, которые существенно повлияют на поведение гражданина в течение последующих жизненных периодов. Понятие компетентности шире знаний и умений в конкретной области. Компетентность предполагает эмоционально-волевую регуляцию ее поведенческого проявления, значимость для субъекта ее реализации и характеризуется мобилизационной готовностью, как возможностью ее реализации в любой требующей этого ситуации.
Отсюда приобретает новое значение, становится актуальным все более широкое применение самостоятельной деятельности школьников. Под самостоятельной деятельностью школьников в дидактике подразумеваются самые разнообразные действия: от приготовления репродуктивных по сути домашних заданий до проведения самостоятельно спланированных опытов и исследований. Для формирования компетентности необходима именно последняя степень самостоятельности учащегося.
С другой стороны, применение учебных исследований как методов обучения становится все более актуальным при решении задач экологического образования. В последней четверти прошлого столетия стало очевидным, что дальнейшее развитие цивилизации по исторически сложившемуся пути невозможно из-за глобальных изменений во взаимодействии человека с окружающей природной средой. Человек, относившийся к живой Природе, как к объекту, созданному для удовлетворения потребностей, в полной мере ощутил последствия необдуманного нарушения законов экологии – науки о взаимоотношении живых организмов и окружающей среды. Изучение этих взаимоотношений вышло за рамки естественнонаучных дисциплин. Знание экологических законов стало необходимой частью обязательного образования в большинстве стран мира.
Педагогическая деятельность, как часть образовательной среды, направленной на формирование исследовательской деятельности школьников, имеет свои специфические особенности. Прежде всего, педагог должен четко осознавать личностный смысл своей деятельности, без этого он не сможет организовать целенаправленную работу своих учеников. При формальном, бездушном выполнении своей работы руководитель в лучшем случае добьется такой же формальной, «лишь бы сделать для галочки» работы учеников. В худшем случае он оттолкнет от участия в исследовании самых неравнодушных и талантливых подростков.
Основополагающим условием формирования исследовательской деятельности школьников является тесное взаимодействие подростков и педагогов в этом процессе. Огромный вклад в осмысление роли учителя для формирования творчески одаренного подростка внес В.А.Сухомлинский. Его высказывания о необходимости методов убеждения и практического научения, о побуждении к активному проявлению мыслей являются прямым руководством к действию для учителя, принимающего участие в исследованиях школьников. Необходимо согласиться с В.С.Юркевич, которая утверждает, что надо ввести допуск учителей к руководству исследовательской работой школьников, поскольку при педагогических ошибках в таком руководстве (например, при навязывании такого задания неподготовленному ребенку) высока вероятность вреда для его личностного развития. Такими последствиями может быть или отвращение к любой творческой деятельности или приучение ребенка выдавать фикцию за дело (списывание из книг или Интернета, представление работы взрослых, как своей).
В традиционной педагогической практике частота и эффективность применения исследовательского метода обучения до сих пор низка. Это связано, прежде всего, с тем, что подготовка учителя-предметника далеко не всегда соответствует цели формирования исследовательской деятельности учащихся. Р.Ш.Мошнина подчеркивает, что между всеми компонентами учебной деятельности школьников (цели, содержание, процесс) и соответствующими компонентами деятельности учителей необходимо установление взаимодействия. Прежде всего, учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовлен и иметь опыт такой деятельности. В современных условиях экспериментальная, исследовательская работа учителя приобретает новое значение и требует целого комплекса профессионально значимых знаний, умений, навыков, качеств. Г.П.Зернова приводит разработанный критериально-оценочный аппарат выявления профессиональной готовности учителя к экспериментальной деятельности, куда входит:
- информационная обеспеченность (представление о методологических основах экспериментальной деятельности);
- функциональная грамотность (умение спланировать организовать исследование);
- технологическая умелость (умение провести исследование, организовать учеников);
- волевая подготовленность (стремление преодолевать трудности, способность к самооценке).
Учителю необходимо обладать самыми широкими комплексными способностями, например: сочетать организационные качества и волевую устремленность к исследовательской деятельности. Внутренняя мотивация и интерес учителя к проблеме исследования не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся, чем мотивация самих подростков.
Л.Ю.Ляшко предлагает для оптимизации процесса расчленить организационную деятельность педагогов по формированию исследовательской деятельности школьников на модули, определяя их как интеграцию содержания, форм и методов обучения, подчиненных конкретной ведущей задаче:
Когнитивный: организация теоретического обучения – учебных занятий, предметных курсов, специализаций, обеспечивающих знание законов основ выбранного предмета учебно-исследовательской деятельности.
Продуктивный: организация практической учебно-исследовательской работы учащихся – специализации, предусматривающие выполнение основных этапов научного исследования, научно-экспериментальная работа, специальные экспедиции и др., обеспечивающие усвоение технологий учебно-исследовательской деятельности и создание реального продукта исследования.
Развивающий: организация деловых игр, тренингов, упражнений по развитию учащихся, коррекции личностного саморазвития, развитию личностного потенциала, профессионально-личностных качеств, в том числе обеспечивающих успех в занятиях учебно-исследовательской деятельностью.
Аксиологический: организация научных объединений, встреч с учеными, создание комфортной творческой развивающей образовательной среды – всего, что способствует формированию норм и ценностей научного сообщества.
Подготовка педагогов-руководителей исследовательской деятельности школьников, отличается от подготовки учителей предметников. Учителю необходима помощь в знакомстве с педагогическими технологиями, позволяющими эффективно включить школьников в проведение исследований. Очень важны обучающие семинары по организации работы научных обществ учащихся, способам оценки результатов исследовательской деятельности школьников. Например, в межотраслевом институте повышения квалификации кадров МГТУ им. Баумана для работников образования предлагается курс «Организация научных исследований в школе». Основными преподаваемыми дисциплинами являются:
- Формы и методы организации научного творчества в школе,
- основы научных исследований и техника эксперимента,
- научный стиль речи,
- научно-методический практикум в базовых школах университета.
Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, что требует, прежде всего, более тесного контакта школы и научных коллективов различных направлений. Образовательное значение такого контакта невозможно переоценить. В состав педагогического элемента среды, направленной на развитие исследовательской деятельности, в таком случае входят педагоги высших учебных заведений и научные сотрудники, специализирующиеся в выбранных учениками научных направлениях. Школьному учителю невозможно и не нужно быть узким специалистом по теме исследования школьника. Его задача обеспечить и поддержать контакт подростка и представителя научного сообщества, руководителя научного исследования. В нашей практике роль школьного учителя определяется педагогическим советом школы как работа куратора исследования.
Руководство исследовательской деятельностью школьников в области экологии предполагает не только выше перечисленные общепедагогические требования к подготовке учителя: сформированность исследовательской деятельности у педагога, положительное восприятие субъективной позиции ученика, владение технологиями формирования исследовательской деятельности. Учитель экологии, работающий с учениками-исследователями должен обладать экологической компетентностью. Под таковой подразумеваются не только экологические знания, умения и навыки, но и наличие опыта субъект-субъектного отношения к миру живых существ (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин). Как показывают исследования, школьники гораздо более склонны к непосредственному непрагматическому отношению к природе, чем их учителя, у которых ниже и перцептивно-аффективный компонент отношения к природе. У части учителей биологии и экологии наблюдается даже негативное отношение к определенным группам живых организмов. Следовательно, для повышения эффективности подготовки руководителей исследовательской деятельностью в области экологии необходимо включать в учебную программу темы по психологии экологического сознания и экологической педагогике, а также тренинги по психолого-педагогической коррекции субъективного отношения к природе. Только комплиментарное соответствие содержательного и процессуального компонентов процесса образования создает материальную среду для успешного формирования исследовательской деятельности учащихся. В результате практической и методической работы по организации исследовательской деятельности нами была разработана программа повышения квалификации учителей, как руководителей исследовательской деятельностью школьников (см. Приложение 1), которая применялся в методической работе с педагогами дополнительного образования города.
Большое значение имеет постоянный контакт педагогического коллектива с учеными из педагогических вузов и исследовательских институтов. Общение с научным руководителем – ученым позволяет расширить научное мировоззрение учителя, повысить собственные стандарты требовательности, выработать научную манеру исследования . Резко повышается качество исследовательских работ учащихся, поскольку они знакомится с основами выбранной науки не по учебнику, а непосредственно через погружение в современные насущные проблемы данной области знаний, практически осваивая метод научных исследований. Огромное воспитательное значение при проведении экологических исследований имеет общение школьников с учеными-биологами и экологами, при котором происходит восприятие и интериоризация подростками экологосообразного мышления научных сотрудников, посвятивших себя изучению и охране Природы. В ходе общения с учеными, изучающими природу родного края, повышается эффективность содержания регионального компонента образования.
Положительный вклад в развитие исследовательского метода обучения в школе вносит хорошо развитая психологическая служба образовательного учреждения. Педагоги-психологи проводят диагностику уровня умений и навыков, необходимых для успешной научно-исследовательской работы школьника. Они также могут помочь старшеклассникам в выборе темы исследовательской работы, способствующей в дальнейшем адекватной профессиональной ориентации подростка. Школьная психологическая служба влияет на формирование нравственно-этических эталонов поведения юных исследователей и их руководителей. К сожалению, при недостаточном внимании к этой части образовательной среды даже налаженная исследовательская работа может заглохнуть из-за возникновения внутри коллектива личностных противоречий, развития последствий социальных рисков, сопутствующих исследовательской деятельности подростков.
Таким образом, можно констатировать, что для формирования исследовательской деятельности школьников чаще всего недостаточно одного педагога-энтузиаста, необходимо создание педагогического коллектива, особым образом подготовленного и организованного для этой цели. Особенностями подготовки педагогов к руководству исследовательскими работами школьников является развитие и поддержание у педагогов экологической компетентности как проявления их непрагматического, субъективного отношения к природе.
Список литературы:
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-наДону, 1996.
2. Зернова Г.П. Экспериментальная деятельность учителя: Проблемы, поиски, находки. Методическое пособие. – М.: ИПК и ПРНО Моск. обл., 2000.
3. Ляшко Л.Ю. Технологическое обеспечение работы педагога дополнительного образования в объединениях юных исследователей. Дополнительное образование, № 6, 2002.
4. Мошнина Р.Ш. Научно-методические основы подготовки студентов к преподаванию альтернативных курсов естественнонаучного цикла в начальной школе. Дисс.канд. пед. наук. Москва, 1995.
5. Юркевич В.С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы. В сб. Исследовательская деятельность учащихся в современном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к.пс.н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Приложение 1
Программа
подготовки педагогов к руководству исследовательской деятельностью школьников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость в повышении квалификации педагогов в области руководства исследовательской деятельностью школьников на современном этапе обусловлено процессом модернизации образования, актуальными направлениями которой являются: обеспечение современного качества образования, оптимизация его содержания, гуманизация и экологизация, развитие готовности личности ребенка к самопознанию, выявление его реальных образовательных потребностей, развитие социальной активности,
Подготовка педагогов к руководству учебными исследованиями имеет свои особенности. Педагог должен воспринимать ученика как равноправного субъекта взаимоотношений, у педагога должна быть сформирована исследовательская деятельность, он должен обладать технологиями формирования исследовательской деятельности школьников и сформированной экологической компетентностью. Особое значение при руководстве исследовательской деятельностью предъявляется к нравственным качествам, присущим конкретному учителю и в целом учительскому коллективу. Возникает необходимость соблюдения таких принципов научной этики, как авторское право, независимость исследователя, уважение к мнению оппонентов вне зависимости от их возраста и социального положения.
Кроме того, в программу должны входить фундаментальные основы конкретных наук, в области которых педагог предполагает работать, что может составлять вариативную часть программы. В качестве примера предлагается программа подготовки педагога к руководству исследовательской деятельностью в области экологии.
Экологическое образование должно быть целенаправленным, сочетать процессы информационные и воспитательные, кроме того, необходима преемственность этих процессов на всех этапах образования.
Руководители учебными и научными исследованиями школьников в области экологии должны обладать сформированной экологической компетентностью, способностью воспринимать Природу, как субъект взаимодействия и быть готовыми выполнять различные социальные роли, не противоречащие экологическим законам.
Основная цель предлагаемого курса состоит в теоретическом и практическом повышении квалификации педагогов для руководства учебными и научными исследованиями школьников, диагностика готовности педагога к руководству такой деятельностью, развитие у самого педагога исследовательской деятельности, а также развитие и интериоризация самими педагогами принципов научной этики.
Основные задачи курса:
Развитие представлений о культурно-исторических, нравственных и философских основах исследовательской деятельности.
Формирование представления о возрастных закономерностях и критериях развития исследовательской деятельности.
Обучение основам диагностики и коррекции готовности ребенка к исследовательской деятельности.
Обучение педагогическим технологиям проведения исследования и руководства исследовательской деятельностью.
Формирование четких представлений о функциях различных компонентов образовательной среды, направленной на развитие исследовательской деятельности, и методах взаимодействия с ними.
Специфика курса состоит в коммуникативно-интерактивной организации его содержания, которая заключается в том, что слушателям не только сообщается необходимая информация, но и формируется их педагогическая исследовательская деятельность в соответствии со следующими психолого-педагогическими принципами:
- самоактуализация образования, направленного на самопознание педагога, выявление его реальных образовательных потребностей, развитие социальной активности,
- комплиментарность содержательного и процессуального компонентов образования, направленных на формирование исследовательской деятельности школьников,
- нравственность руководства исследовательской деятельностью.
Особое внимание в курсе уделяется формированию индивидуальной позиции педагога в его отношении к ученику, как субъекту взаимодействия. В ходе обучения формируются не готовые стереотипы деятельности, а убеждения, позволяющие целесообразно взаимодействовать со всеми участниками образовательной среды, направленной на развитие исследовательской деятельности школьников.
В курсе используются разнообразные методы обучения. В основе их отбора лежат общие принципы дидактики, гуманной педагогики, фундаментальности, междисциплинарности и интегративности. По дидактическим целям выделаются следующие группы методов.
Методы актуализации: проблемная ситуация, беседа, демонстрация, дискуссия.
Методы получения новой информации: лекция, беседа, практическая работа, демонстрация.
Методы индивидуализации и применения знаний: практическая работа, диагностика готовности к исследовательской деятельности, самонаблюдение, тренинги, курсовые работы.
Раздел 1. Исследовательский метод обучения в системе общедидактических методов
Тема 1. История понятия об исследовательском методе и его применения в педагогике
Исследовательский метод в истории науки. Понятие об учебно-исследовательской деятельности. Опыт организации и развития исследовательской деятельности школьников в России и за рубежом. Принципы и нормы организации исследовательской деятельности учащихся. Социальная значимость и риски формирования исследовательской деятельности учащихся.
Тема 2. Общедидактические методы обучения и их влияние на развитие исследовательской деятельности
Роль информационно-рецептивного и репродуктивного методов в формировании исследовательской деятельности. Метод проблемного изложения, эвристический метод и метод проектов, общие черты и различия. Исследовательский метод, его взаимосвязь с другими общедидактическими методами обучения.
Раздел 2. Психолого-педагогические основы формирования исследовательской деятельности
Тема 3. Внутренняя мотивация и интерес к исследовательской деятельности
Научно-методические основы формирования тематики работ школьников. Основы научных знаний в школе. Методика ведения информационного поиска, работа с библиотеками, каталогами, в сети Интернет. Проблема выбора профессии. Методика профориентации.
Тема 4. Возрастные закономерности развития исследовательской деятельности
Исследовательская активность и исследовательская деятельность. Формы исследовательской деятельности: игра, реферат, учебное исследование, научное исследование. Этапы формирования исследовательской деятельности. Формирование исследовательской деятельности в дошкольном, младшем, среднем и старшем школьном периоде.
Тема 5. Принципы формирования исследовательской деятельности
Диагностика готовности к исследовательской деятельности. Субъект-субъектные отношения исследователя и руководителя, особенности и возникающие затруднения. Нравственные аспекты руководства исследовательской деятельностью. Самоуправление школьного научного общества. Речевая культура делового общения. Научный стиль речи.
Раздел 3. <SPAN style="LINE-HEIGHT: 150
|